Михаил Попов: «Строить учебный процесс нужно исходя из интересов детей. Нет никаких идеальных рецептов»

15 сентября 2022

#ЧеловекУчитель

Михаил Попов: «Строить учебный процесс нужно исходя из интересов детей. Нет никаких идеальных рецептов»

Выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, призер конкурса «Учитель года Москвы», спортсмен и без пяти минут кандидат наук — все это о Михаиле Попове, учителе математики школы № 597 «Новое поколение».

Мы поговорили с Михаилом о том, зачем школьникам синусы и косинусы, всем ли доступна математика и как разглядеть новых Лобачевских.

— Как выпускник ВМК МГУ попал в учительство?

— В школу пришел не сразу — работал программистом. Позиция, с которой уходил в школу, — «ведущий разработчик на языке С++». Еще учась в МГУ, пошел работать в банк. Вначале был азарт, а потом пропала радость от работы. Автоматизируешь банковские процессы, деньги летают со счета на счет… Был опыт работы на малом мехмате с детьми, и мне очень нравилось. Решил кардинально поменять свою жизнь, выбрал работу по душе и ни разу об этом не пожалел.

— Каким был самый первый урок? О чем больше всего волновались?

— Первый урок я с треском провалил: хотел рассказать как можно больше об интересной (олимпиадной) математике, чтобы зажечь в учащихся интерес, волновался, что не успею дать то, что запланировал. В итоге было быстро, сложно и абсолютно непродуктивно. Первый урок стал для меня важнейшим «уроком». Строить учебный процесс нужно исходя из интересов детей, того конкретного класса, с которым ты работаешь. Нет никаких идеальных рецептов.

— Что бы вы ответили школьнику на вопрос: «Зачем мне синусы с косинусами?»

— А зачем боксеру отжимания и прыжки на скакалке? Он же на ринге не отжимается и не прыгает. Уверен, учащийся сможет провести параллель и прийти к самостоятельному правильному выводу. Если возникнут затруднения, то выведу на необходимый вывод точечными подсказками.

— Математика доступна всем или только так называемым «технарям»?

— На мой взгляд, так называемых «технарей» не существует. У всех людей есть способности к математике. Причина этого мнимого разделения — сама специфика математики как предмета с точки зрения взаимосвязи содержания. Не научился складывать дроби — не решишь уравнение, не можешь решить уравнение — не решишь текстовую задачу и так далее. Если ученик запустил какую-то тему, то дальше образуется вакуум и полная потеря понимания того, что вообще в классе происходит. К примеру, в истории можно пропустить древний мир и при этом блестяще изучить новейшую историю. В этом плане математика жестока. Отсюда и стереотип: «не дано». Всем дано.

— Как думаете, среди ваших учеников растут новые Лобачевские? Как разглядеть особый математический талант у ребенка?

— Среди моих учащихся очень много талантливых и целеустремленных ребят. Станут ли они новыми Лобачевскими? Время покажет. На мой взгляд, предрасположенность к математике разглядеть достаточно легко уже в дошкольном возрасте. Если ребенок задает много вопросов, любит листать книжки и при этом может сидеть и заниматься каким-то делом — собирать конструктор, рисовать, — то ему точно можно и нужно изучать математику на углубленном уровне.

— Среди прочего вы помогаете старшеклассникам готовиться к ЕГЭ. Что бы вы прежде всего посоветовали ребятам, которые планируют сдавать профильную математику в будущем году?

— Почаще «бывать под огнем». Один из неотъемлемых элементов моей методики — это регулярные пробные экзамены в условиях, максимально приближенных к «боевым». В субботу в 10:00 — чтобы формировался биологический ритм выдавать свой максимум именно в это время. Бланки, белые листы, черные гелевые ручки. В 11-м классе каждый месяц пробник. В апреле и мае — два раза в месяц. Когда сформирована культура сдачи экзамена, то реальный становится, по сути, еще одним пробником. Пришел, увидел, решил.

— А МЭШ в работе используете? Может быть, сами создавали контент? Какие впечатления?

— Регулярно использую материалы МЭШ, особенно контент, посвященный проекту «Математическая вертикаль». Сейчас много сил уходит на диссертацию, после защиты планирую вплотную заняться разработкой контента.

— Инженерная профессия сегодня перспективна?

— Мне кажется, тут слова излишни, достаточно оглянуться вокруг. Большие красивые здания, мосты и эстакады. С каждым годом масштабы строительства и производства только растут.

— На своей странице вы писали: «Я отношусь к шахматам с особой теплотой». Чем еще увлекаетесь?

— Люблю спорт во всех его проявлениях. Турники, плавание, велосипед, футбол… Не могу не отметить, насколько много хороших спортивных площадок стало в Москве, и очень отрадно, что площадки заполнены. Как мне сказал один из моих выпускников: «Курить сейчас не модно».

— Каковы ваши впечатления от участия в конкурсе «Педагог года Москвы»? Что было самым сложным?

— Впечатления очень яркие и приятные. Если начать перечислять, то придется делать отдельный пост, но кое-что все-таки выделю. После мастер-класса Геннадия Старунова, на котором мне посчастливилось оказаться в фокус-группе, было удивительное ощущение, что получил не только интересные знания, но и навыки, которые могут помочь спасти жизнь человеку.

— Какими вы бы хотели видеть своих учеников в будущем?

— Успешными профессионалами, которым, несмотря на включенность в работу, посчастливилось встретить свою вторую половинку и создать семью.

Интервью подготовила Ирина Калашникова

Теги

интервью
Больше публикаций