Сакина Сеидова: «Любовь к профессии пришла ко мне в процессе работы»

14 октября 2022

#ЧеловекУчитель

Сакина Сеидова: «Любовь к профессии пришла ко мне в процессе работы»

Сакина Сеидова работает учителем младших классов уже 9 лет. Мы поговорили с ней о том, что привело ее в профессию, чему современные дети могут научить нас, взрослых, и какие качества наиболее важны для первого учителя.

— Как к вам пришло понимание того, что хотите посвятить жизнь этой работе? Почему именно младшие классы?

— Я никогда не думала, что буду работать учителем. Но жизнь распорядилась иначе. Окончив школу, я поступила в Педагогический колледж № 5 на факультет «Учитель начальных классов» в полной уверенности, что после 1 курса уйду в другое учебное заведение. А получилось наоборот… Колледж затянул! Прекрасные одногруппники, компетентные преподаватели, семейная обстановка — все это повлияло на мое становление в профессии. В колледже я получила прочную базу знаний и обрела хороших друзей. После окончания колледжа я решила поступать на бакалавра по тому же направлению. Работа учителя начальных классов творческая, эмоциональная. Горящие глаза детей, их любопытный ум, непосредственность, искренность покорили мое сердце, и я решила, что буду учителем начальных классов. С уверенностью могу сказать, что любовь к профессии пришла ко мне в процессе работы.

— Некоторые родители, выбирая первого учителя, ищут «сильного предметника», другим важнее всего, чтобы ребенок попал в комфортную среду с понимающим педагогом. Какая позиция вам ближе?

— Хороший вопрос… В последнее время я часто об этом задумываюсь, но не могу найти однозначный ответ. Я смотрю на учеников «сильных предметников» — у них хорошие результаты, высокая успеваемость, четкость действий. Но при этом я вижу стресс, который испытывают дети, если опоздали, не выполнили домашнее задание или пишут контрольные. Мой стиль работы ближе к понимающему педагогу, но успеваемость из-за этого ниже, чем у «сильных предметников». Думаю, что одно другому не мешает. Я стремлюсь к тому, чтобы интегрировать оба стиля работы. Ведь дети в классах разные, и к каждому нужен свой подход.

— Расскажите, каким был ваш первый учитель?

— Я училась экстерном на семейном обучении. Из классов начальной школы я посещала полностью только 1-й. А потом до 6-го класса я училась дома, к нам приходили учителя, в школе я появлялась только для того, чтобы писать контрольные работы. Помню, что первую учительницу звали Алла Викторовна, и она была строгой. А я была очень чувствительным ребенком и поэтому частенько плакала в школе.

— Есть ли у вас любимые приемы и методики?

Мой любимый прием — разноуровневое объяснение материала (если такой существует). Начать объяснение через постановку вопросов детям, чтобы они могли самостоятельно уловить взаимосвязь, понять суть темы. Но так как такой метод подходит не всем ученикам, после этого я перехожу к этапу «объясни максимально просто». Еще люблю, когда дети сами анализируют свою работу, оценивают ее. В целом моя философия — «лучше быть хорошим человеком, а знания приложатся».

— Давать знания или учить пониманию? Как вы думаете, что важнее в начальной школе?

— Учить пониманию. Курс начальной школы выстроен так, что разделы предметов изучаются постепенно, от простого к сложному. Важно, чтобы ребенок понял «механику» и, основываясь на этих знаниях, строил дальше свой «дом знаний».

Сейчас цифровизация входит в жизнь каждого человека. На ваш взгляд, в каком классе нужно начинать обучать детей компьютерной грамотности, чтобы они в дальнейшем хорошо ориентировались в современном мире?

— Мне кажется, что цифровизация входит в жизнь ребенка задолго до школы. В класс ученик приходит уже с какими-то знаниями. Думаю, что если в школе есть подходящее оборудование и учебные программы для каждого возраста, то дозированно вводить компьютерную грамотность можно хоть с 1 класса.

— Бывали ли в вашей практике забавные случаи?

— Конечно! В начальной школе без них не бывает. Детские разговоры очень забавны.

На одном из классных часов мы обсуждали профессии. Я спросила, кем дети хотят работать:

Лера: «Я буду акушером-гинекологом».

Саша: «Я буду военным».

Артур: «А я буду кайфовать!»

На уроке окружающего мира говорили о бережном отношении к животным.

Я: «Почему нельзя забирать птенцов домой?»

Саша: «Потому что, например, у мамы 4 девочки и 1 мальчик. А я заберу мальчика. А мама не хочет, чтобы у нее были 4 девочки. Мама-птица расстроится».

Их рисунки, отношение друг к другу, первая любовь, видение меня, мини-подарочки — все это очень мило и трогательно.

— А у детей чему-то учитесь?

— Современным штучкам: в технике, в речи. Узнаю о том, что сейчас в тренде. Меняются дети, меняюсь и я. Учусь рассматривать одну и ту же ситуацию с разных сторон, ставить себя на место ребенка, понимать его мотивы.

— Забегают ли к вам ваши выпускники? Чем делятся?

— Да. Сейчас мой первый набор заканчивает 9 класс, а второй набор — 5-й. Рассказывают о своей жизни в среднем звене, об отношениях с друзьями, в семье, делятся переживаниями. Интересуются моей жизнью и спрашивают, почему я до сих пор работаю в школе.

— Что посоветуете молодым педагогам, которые только начинают свой путь в профессии?

— В январе я выступала перед студентами колледжа МПГУ. Моей задачей было рассказать о плюсах и минусах работы учителя начальных классов, сложностях и радостях. Молодые, амбициозные, заинтересованные в профессии студенты задавали множество вопросов.

А советы (или даже напутствия) я бы дала такие:

— Взрослый — не значит умный.

— Успех в учебе зависит не только от тебя. Ты можешь объяснять как угодно и сколько угодно, но ученик все равно может не понять.

— Не плачь.

— Отстаивай свои границы.

— Ты выгоришь, но сможешь это проработать.

— Всегда стремись к развитию.

— Мир педагогов шире и разнообразнее, чем ты видишь в своей школе.

Интервью подготовила Ирина Калашникова

Теги

интервью
Больше публикаций