Татьяна Сарамова: «Современные дети — это и сложно, и интересно одновременно»

23 сентября 2022

#ЧеловекУчитель

Татьяна Сарамова: «Современные дети — это и сложно, и интересно одновременно»

От этого интервью возникает ощущение полета — и кажется, что тебя зовут тысячи дорог, ждут неизвестные острова и далекие страны. И невольно завидуешь ученикам, которые приходят на уроки к Татьяне Сарамовой, учителю географии школы № 625.

За свою работу в сфере образования Татьяна Николаевна имеет благодарность мэра Москвы. А по ее собственному признанию, самая большая награда — это вопрос учеников «Когда мы снова увидимся?»

 В какой момент вы точно решили стать учителем? Возможно, были люди, которые вдохновили вас на этот выбор?

— Я училась в простой московской школе. Нам очень повезло с классным руководителем. И это был учитель математики — физик по жизни, лирик в душе. Вместе мы ездили на экскурсии, даже ходили в походы в бархатный сезон каждого учебного года — с рюкзаками, костром, печеной картошкой и песнями под гитару.

Мне всегда нравилось путешествовать. Когда я была маленькой, то даже самая обыкновенная семейная поездка к друзьям была для меня радостным событием. Я читала учебник и мечтала, что обязательно побываю в самых далеких неизвестных местах нашей планеты. Мечты о путешествиях и желание передать эту мечту другим людям, детям подтолкнули меня к мысли стать учителем географии.

— Как вспоминается самый первый урок? Какие советы вы бы сейчас дали себе тогдашней?

— Мой первый урок в качестве учителя я провела, когда училась в 10-м классе. К этому времени я уже точно знала, что буду поступать в педагогический институт, поэтому на традиционном дне самоуправления вопрос о том, кто будет вести у малышей 5–7 классов урок географии, даже не стоял. Я очень долго готовилась к уроку. Взяла самую интересную, на мой взгляд, тему «Вулканы Камчатки». Помню, как подбирала материал в библиотеке. В то время мы даже не знали, что такое интернет. Помню свое волнение! Сейчас я понимаю, что оно заполняло всю меня. Не страх, а именно переживания, что не будут слушать, что мой рассказ не понравится, боялась, что надо мной будут смеяться. Но все прошло очень хорошо. Может быть, потому, что урок географии ребята увидели именно в моем исполнении, а может быть, потому, что им было действительно интересно.

Вспоминая этот день, я понимаю, насколько важно быть с ребятами искренней. Конечно, важно, чтобы учитель владел огромным потенциалом знаний. Но передать этот багаж возможно только в том случае, если ученик готов его взять. Для этого ученик должен доверять учителю. Если говорить о совете себе, то я бы сказала: «Молодец! Иди вперед! Дорогу осилит идущий!». Именно этот девиз помогает мне в поисках новых методов, решений, знаний.

— В чем, как вы думаете, красота географии как предмета?

— В этом предмете соединились мечта о путешествиях, красота мира в книгах и в реальности, возможность постоянно двигаться вперед, открывать для себя новое, интересное, возможность смотреть на мир под разными углами зрения. Красота этого предмета в его многогранности. Каждый может найти ту сторону науки о Земле, которая ему ближе. Отчаянные искатели приключений узнают о путешествиях, любители природы — о многообразии животных и растений, люди, для которых общение является самой интересной стороной жизни, могут погрузиться в мир народов, стран, континентов. «Лириков» не оставят равнодушными виды нашей планеты, а «физиков» география порадует точными данными — от местоположения объекта до точных климатических данных, высот гор и глубин морей и океанов.

— Как показать эту красоту ученикам так, чтобы «влюбить» в географию?

— Позволю себе немного изменить вопрос. Как сделать так, чтобы ребята научились видеть красоту этого предмета, красоту мира вокруг себя, научились применять полученные знания в жизни? Для этого важно, чтобы на уроке, в наших путешествиях им было интересно. А интерес — это открытие нового. Дать возможность ребятам самим делать предположения, выдвигать гипотезы, делать выводы. Учить их находить правильный путь, решения, несмотря на ошибки. Как сказал один из моих выпускников: «Мне казалось, мы столько уже знаем! Но я понял, что чем больше я узнаю, тем больше вопросов появляется у меня в голове». Желание моих учеников узнавать новое — это одна из главных целей моих уроков.

— Есть ли у вас любимые приемы и методики? Используете ли современные технологии на уроках?

— Конечно. Новые технологии — это новые возможности для открытий на уроках, занятиях нашего географического кружка. Без них учитель не сможет понять мышление современных школьников. Принято считать, что учитель всегда на шаг впереди своих учеников, он показывает, открывает, руководит. Я стараюсь быть всегда в кругу новых технических возможностей, IT-технологий и интересов ребят.

Московская электронная школа (МЭШ) помогает сделать интересным урок для визуалов, которым важно увидеть, составить зрительное представление, яркий образ реальности или графики. Аудиалы же благодаря МЭШ могут слышать информацию, которая запечатлена и сочетать ее с яркой картинкой, что позволяет ребятам развивать свои возможности восприятия. Кинестетики в моем кабинете могут изучить новый материал по муляжам, картам, коллекциям природных материалов. Соединение опыта классической старой школы и новых технологий — это и есть современное образование.

— Современные дети — какие они? Отличаются ли сегодняшние школьники от тех, с которыми вы работали на старте педагогического пути?

— Современные дети разные. Это и сложно, и интересно одновременно. Конечно, с опытом приходит умение подобрать ключик к интересам каждого ребенка. И именно география — та наука, которая как ни один другой школьный предмет дает эту возможность. Дети на старте моего педагогического пути были смелее в своих действиях, им хотелось все самим увидеть, найти, потрогать. Они были готовы к великим путешествиям и открытиям. Это было поколение, которое владело прикладными знаниями и стремилось их реализовать и расширить практически.

Современные ребята — поколение великих теоретиков. Благодаря техническим изобретениям они много видели. 3D-технологии могут без труда перенести практически в любую точку планеты, а возможность провести отпуск в экзотических странах делает путешествия обыденностью. Удивить нынешних ребят трудно, поэтому зачастую у них утерян интерес, а это сильно влияет на мотивацию в учебе. Современному ребенку бывает сложно оторвать глаза от экрана и просто оглянуться вокруг. Если такой ученик остается без телефона или планшета, он чувствует себя неуверенно.

Конечно, зная это, мы с ребятами пытаемся соединить то лучшее, что было у наших родителей, и современные технологии — Московская электронная школа очень в этом помогает. Это трудно, но когда получается, самая большая награда и для ученика, и для учителя — вопрос «Когда будет наша следующая встреча?»

— Что помогает вам отвлечься от школьных будней? Есть ли любимые увлечения или хобби?

— Мое хобби росло вместе со мной. Оно помогает отвлечься от школьных будней, и, в то же время, оставаться в теме — это любовь к путешествиям. Путешествия бывают короткими: по улицам Москвы, по переулкам своего района. А могут быть многодневными с несколькими перелетами. В каждом таком путешествии своя красота и острота. Самая запоминающаяся поездка случилась этим летом: я побывала на Байкале — посетила Иркутскую область и республику Бурятия.

— Какими взрослыми вы хотели бы видеть своих учеников?

— Всегда, выпуская своих учеников в большую жизнь, я говорю им: «Будьте счастливы!» Кажется банально, но моим детям предстоит реализовать свои желания, исполнить мечты. Я знаю, что жизненный путь будет непрост, но интересен. И если, идя по этому пути, они будут ощущать себя счастливыми, я буду рада за них. Пусть это счастье обязательно будет разным: мимолетным и долгим, счастье от познания, от найденных решений, от любви и разлуки, от встреч и расставаний. Главное, чтобы они шли вперед, ведь любую дорогу осилит идущий!

Интервью подготовила Залина Хохоева

Теги

интервью
Больше публикаций